Паспорт КГКП «Художественная школа им. А.И. Никифорова» отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области на 2022-2023 учебный год
Адрес организации образования:
110000, г.Костанай, ул.Байтурсынова, 51
Ф.И.О директора: Никитина Наталья Николаевна
Телефон директора:
Рабочий телефон: 53-28-36, 54-32-46(приемная)
Сотовый: 8 705 130 1678
Год основания школы: 1983 год
Год ввода здания: 1894 год
Здание –приспособленное, кирпичное
Проектная мощность: 400 мест
Общая площадь- 859,6 м2
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица:
Регистрационное свидетельство № 265-1937-01—ГП от 26 февраля 2010 г.
Фактически занято мест: 595 детей.
Количество возрастных групп: 37
Группы подготовительного класса (9-11 лет) – 181 детей
Группы основного отделения (12-14 лет) – 386 детей
Группы профориентационного класса (14-17лет) – 28 детей
Режим работы учреждения – с 8.00. до 20.15, шестидневная рабочая неделя.
суббота – с 8.00 до 20.15.
Язык обучения – русский
Качественный состав педагогических кадров:
Всего 20 педагогов
С высшим образованием – 88 %
С высшей и первой категорией – 50%
Информация об образовательной деятельности КГКП «Художественная школа им. А.И. Никифорова» отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области
Детская художественная школа являются начальным звеном в системе художественного образования.
Деятельность КГКП «Художественная школа им. А.И. Никифорова» отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области направлена на осуществление дополнительного образования. Основной целью обучения в ХШ является приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в высших и средних специальных учебных заведениях.
КГКП «Художественная школа им. А.И. Никифорова» отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области призвана способствовать воспитанию духовно-нравственной, художественно образованной личности.
Преподавание в школе ведется по программам детских художественных школ, авторских и модернизированных учебных программ в специально оборудованных классах. Основными задачами педагогического коллектива школы являются:
- приобщение учащихся к художественной культуре,
- обучение основам изобразительной грамоты;
- воспитание эстетического вкуса,
- формирование гражданственности, патриотизма, культуры межнациональных отношений, уважения к государственным символам и национальным традициям;
- формирование этических, морально-нравственных качеств личности;
- осуществление в процессе обучения личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку,
- подготовка наиболее одаренных учащихся для продолжения образования в художественных учебных заведениях.
Освоение воспитанниками знаний, умений, навыков происходит ступенчато по вертикали, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опыта детей:
- Первая ступень - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
На первую ступень – подготовительный класс принимаются дети в возрасте 9-11-ти лет (младший школьный возраст)
Данная ступень реализует образовательные программы, содержание которых направлено на развитие художественно-познавательных интересов детей, расширение кругозора в области изобразительного искусства, совместной творческой деятельности.
Особое место в образовании младших школьников отводится формированию таких личностных качеств, как доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться чужим успехам и, прежде всего, развивает уверенность в себе. Должен быть достигнут определенный уровень овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны уметь обращаться с художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства. Получить подготовку к поступлению в основную школу.
Этот курс предполагает 2 года обучения
1-й год обучения ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА предназначен для возрастной категории 9-10 лет, что соответствует 3-4 классам общеобразовательной школы. Целью эстетического курса является первоначальное эстетическое развитие детей младшего школьного возраста. Для осуществления интенсивного формирования эстетического восприятия и первых навыков разнообразного творчества детям преподается рисование, декоративно-прикладное искусство, лепка.
2-й год обучения ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА, принимаются дети 10-11 лет, имеющие общеобразовательную подготовку не менее 4 классов начальной школы, т.е. 5-ый класс. Задача курса – продолжение обучения с целью окончательного определения индивидуальной склонности ребенка к художественному творчеству и подготовки к переходу в 1-й класс II-й ступени – основного курса обучения в художественной школе. Преподаются дисциплины: рисунок, живопись, композиция, скульптура.
Учебная нагрузка в группах подготовительного класса – 9 часов в неделю.
- Вторая ступень – ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ ОБУЧЕНИЯ (станковое отделение). Обучаются дети среднего школьного возраста (12-16 лет). Длительность обучения – 4 года: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й классы.
– охватывает образовательные программы повышенного уровня освоения, содержание которых предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в художественно-изобразительной деятельности.
В этот период обучения учащиеся знакомятся со спецификой работы разных направлений: живописца, графика, скульптуры, прикладного искусства и станковой композиции. Учащиеся осваивают многочисленные технические приемы, позволяющие выразить себя в творческих работах в разных жанрах изобразительного искусства.
В 1-й класс ХШ принимаются дети, имеющие общеобразовательную подготовку не менее 5 классов, т.е. учащиеся 6-7 классов, желающие серьезно развить свои художественные способности, успешно сдавшие приемные экзамены или итоговый просмотр подготовительного отделения. Приемные экзамены проводятся по дисциплинам: рисунок, живопись, композиция. Содержание экзаменационных заданий и методические требования к ним определяется администрацией школы с учетом мнения педагогического совета.
Учебная нагрузка в 1-м, 2-м классах – 12 часов в неделю, изучаются дисциплины: рисунок, живопись, станковая композиция, скульптура, история изобразительного искусства.
Учебная нагрузка в 3-4-м классах – 13 часов в неделю. Изучаются дисциплины: рисунок, живопись, скульптура, станковая композиция, история изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство, предмет по выбору. Компьютерная графика ведется в разделе предмета по выбору.
На протяжении 4-х лет учащиеся переводятся с курса на курс при условии успешной аттестации по всем дисциплинам.
Обучение в 4-м классе основной ступени завершается выполнением и защитой итогового персонального творческого проекта.
По окончании основного курса обучения выпускнику вручается документ государственного образца об окончании учреждения дополнительного образования по итогам государственной аттестации.
3-я ступень – креативная (старший школьный возраст, учащаяся молодежь)
3.Третья ступень- ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КЛАСС - 5-й класс. Предполагает дополнительное обучение (старший школьный возраст, учащаяся молодежь, возраст 14-17 лет).
Учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к продолжению художественного образования, успешно прошедшие основной курс обучения (I-IV классы), а так же другие, желающие пройти дополнительную подготовку к поступлению в специальные средние и высшие учебные заведения по решению руководства школы зачисляются в 5-й класс.
Задачей отделения является профессиональное ориентирование учащихся с целью подготовки к поступлению в специальные высшие, средние специальные учебные заведения, достижения воспитанниками повышенного уровня образованности в области изобразительного, прикладного искусства. Программы сохраняют преемственность образования. Обучающиеся получают наиболее профессионально-художественные компетенции для самостоятельных творческих работ в области изобразительного искусства на пути к мастерству художника.
Учебная нагрузка в 5-м классе – 13 часов в неделю. Изучаются дисциплины: рисунок, живопись, станковая композиция, компьютерная графика.
Накопление знаний и навыков по основам изобразительного искусства закрепляется во время ПЛЕНЭРА – ежегодной летней учебной практики.
ЛЕТНЯЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА является продолжением учебного процесса, проводится в форме пленэра (занятия на открытом воздухе) в июне. Во время практики учащиеся выполняют этюды на открытом воздухе, знакомятся с жизнью города.
Задачей летней практики является: расширение у учащихся представления об окружающей действительности, дать основные понятия о законах пленера, отобрать материал для композиций.
На пленэре учащиеся выполняют задания по рисунку и живописи, а во II и III классах и по композиции.
Продолжительность пленэрной практики в подготовительных группах – 2 недели, недельная нагрузка – 9 часов, в 1-х, 2-х, 3-х – 2 недели, недельная нагрузка – 22 часа, в 4-х классах ведется дипломное проектирование – 2 недели, недельная нагрузка – 22 часа.
Представленная модель образовательной системы учреждения позволяет организовать образовательную деятельность как непрерывную систему, что дает возможность обучающимся, в зависимости от индивидуальных способностей, не проходить все ступени образовательной системы от первой до третьей, а сразу перейти на любую из них
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Обучение основам изобразительной грамоты опирается, прежде всего, на учебный рисунок.
РИСУНОК, как основа реалистического отображения действительности, является ведущей дисциплиной в ДХШ.
ЗАДАЧА этого курса состоит в том, чтобы научить учащихся видеть, понимать изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости, посредством передачи объема, пропорций, фактуры, положения в пространстве, используя при этом различные графические средства: линию, пятно, тон, светотень.
ЖИВОПИСЬ так же является важнейшим разделом обучения изобразительному искусству.
ЗАДАЧА этого курса – развить у учащихся способность видеть и изображать натуру во всем богатстве ее цветовых отношений, используя при этом живописные средства. Учащиеся должны: научиться «лепить» форму цветом во всем многообразии его изменений в световоздушной среде, овладеть основами цветоведения и техническими приемами живописи акварелью и гуашью (возможна в III-IV классах работа приемами масляной живописи не более 20% от объема).
КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ является ведущей и направляющей дисциплиной в детских художественных школах, которая развивает индивидуальные творческие способности детей, формирует образное мышление. Этот предмет имеет теснейшую связь со всеми остальными предметами.
ЗАДАЧА курса – научить детей грамотно использовать законы композиции и воплощать свои замыслы в конкретные художественные формы и образы.
В IV-ом выпускном классе учащиеся выполняют итоговую творческую работу (дипломный проект) в любом виде и жанре изобразительного искусства (по выбору
КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ – дисциплина, дополняющая и обогащающая курс композиции в целом.
ЗАДАЧЕЙ курса является знакомство с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, развитие художественного вкуса и навыков в работе с различными материалами, приобщение к народным художественным традициям.
Для наиболее полного представления данной дисциплины учащимся предоставляется широкий выбор прикладных видов искусства: художественной керамики, художественной обработки камня и металла, художественной росписи по дереву, по стеклу, по ткани (батик), флористика, художественной обработки кожи, конструирования и моделирования одежды и т.д.
СКУЛЬПТУРА является так же обязательной дисциплиной в детских художественных. Она относится к пластическим видам искусства.
ЗАДАЧА этого курса – развитие пространственного мышления, т.е. трехмерного восприятия объемной формы, умения передавать объем и пространство средствами пластики, изучение законов пластики и технических приемов работы с глиной, скульптурным пластилином и другими материалами.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА – дисциплина, которая ведется в форме лекций, бесед, сопровождающихся демонстрацией иллюстративного материала, слайдов, видеокассет, мультимедийных альбомов. Предполагаются так же экскурсии в музеи и на художественные выставки.
ЗАДАЧЕЙ курса является приобщение к мировой художественной культуре, знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, основными художественными направлениями и творчеством выдающихся художников разных эпох и стран, а также развитие художественного восприятия, т.е. умения видеть, понимать, чувствовать прекрасное, оценивать художественные достоинства произведения.
ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ – дополнительная дисциплина, которая вводится в III-м , IV-ом классе. Предусмотрены занятия по курсам: обработка камня и металла, фитодизайн, художественная роспись по дереву, компьютерная графика и анимация.
Задачей данных курсов является расширение профессиональных художественных компетенций учащихся, развитие творческого потенциала, практических навыков работы с различными материалам.
Учебный год длится 38 недель: 36 недель учебных занятий + 2 недели летней практики.
Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 15 июня.
Ежегодно в КГКП «Художественная школа имени А.И. Никифорова г. Костаная» обучается около 600 учащихся в возрасте с 9 до 18 лет. Средняя наполняемость групп – 15 учащихся. Количество групп – 37.